Языковые и речевые расстройства у детей

Дети рождаются готовыми к речевой деятельности, но им необходимо выучить язык, используемый в семье и окружении. Овладение речью требует времени. Малыши различаются по тому, насколько быстро они осваивают основные этапы языкового и речевого развития. У типично развивающихся детей нередко возникают проблемы с некоторыми звуками, словами, предложениями. Однако большинство детей в 5 лет легко могут использовать речь для общения, выражения желаний, потребностей, эмоций.

Виды, симптомы и проявления

Развитие речевой деятельности состоит из разных частей. У детей могут быть проблемы с одним или несколькими из следующих аспектов:

  • Пониманием того, что говорят другие (рецептивная речь). Это может быть связано с потерей слуха, не пониманием смысла слов.
  • Передачей мыслей с помощью языка (экспрессивная речь). Проблема может быть вызвана незнанием, какие слова использовать, неумением складывать слова из звуков, неспособность выразить знакомые слова.

Речевые расстройства

Они включают:

  • Трудности с правильным формированием конкретных слов или звуков.
  • Проблемы с плавным переходом слов или предложений, беглостью речи, например, заикание.
  • Задержка речевого развития – нарушение, когда способность понимать и говорить развивается медленнее возрастной нормы.

Общие симптомы задержки речевого развития:

  • младенец не лепечет к 15 месяцам;
  • малыш не разговаривает в возрасте до 2 лет;
  • неспособность говорить короткими предложениями к 3 годам;
  • сложность следования указаниям;
  • плохое произношение или артикуляция;
  • трудность сложения слов в предложение;
  • исключение значимых конструкций из фразы.

Языковые расстройства

В этой группе:

  • Афазия – трудности с пониманием или говорением, нарушение восприятия при сохранении слуха. Вызвана травмой головного мозга, опухолями, инсультами, воспалительными процессами.
  • Расстройство обработки слуховой информации – сложности с распознаванием, пониманием, интерпретацией звуков. Связано с дисфункцией центральной нервной системы.

Языковые или речевые расстройства нередко возникают вместе с другими нарушениями высшей нервной деятельности, влияющими на чтение и письмо. Такие дети чувствуют разочарование из-за того, что они не могут понять других или заявить о себе. Они часто отказываются от социальных контактов и замыкаются в себе. Проблемы с речью и языком могут сопровождаться эмоциональными или поведенческими расстройствами, такими как депрессия, тревожность, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Сочетание нарушений затрудняет обучение, развитие, социализацию ребенка.

Причины и факторы риска

Речевые и языковые расстройства у детей могут иметь множество причин. Распространенные условия и обстоятельства:

  • Нарушение слуха. Если дети не слышат речь других, им сложно научиться общаться.
  • Аутизм. Расстройства аутистического спектра часто влияют на качество общение.
  • Умственная отсталость. Дислексия и другие нарушения обучаемости в некоторых случаях приводят к задержке речи.
  • Психосоциальные проблемы. Серьезное пренебрежение родительскими обязанностями сопряжено с трудностями в развитии речи.

Потенциальные факторы риска:

  • мужской пол;
  • преждевременные роды;
  • низкий вес при рождении;
  • наличие в семейном анамнезе подобных проблем;
  • воспитание родителями с низким уровнем образования.

Языковые и речевые расстройства у детейИнформация для родителей

Типичный ребенок развивает речь и языковые знания быстро и с небольшими осознанными усилиями и, что важно, с непреднамеренным обучением со стороны родителей. В качестве примера рассмотрим следующее предложение: «Футболист ведёт (а не катит) мяч». Хотя такие выражения зрелых носителей языка распространены, многие взрослые не могут объяснить, почему они делают эти суждения. Этот вид знания называют неявным – тем, который приобретается посредством опыта и воздействия, а не в результате явного обучения. Большая часть речи маленького ребенка развивается через этот неявный процесс. Это сродни обучению завязывать шнурок или ездить на велосипеде. Это те навыки, которые можно приобрести только в процессе, их трудно объяснить, не демонстрируя. Обучение речи требует многократного воздействия и практики. Полученные знания постепенно накапливаются.
Родителям нужно помнить, что знание речи абстрактно. Владение грамматикой требует обработки таких понятий, как роли подлежащего и сказуемого в предложении, их взаимосвязи и сочетания. Эти абстрактные роли и категории позволяют выражать суть последовательным, но гибким способом. Как приобретаются эти абстракции, является предметом значительных споров. Ребенку может быть предоставлен исходный материал для изучения языка, но абстрактный учебный продукт создается посредством психических процессов им самим. Клиницист и родитель не может напрямую контактировать с этими психическими процессами, потому что они являются динамическими структурами обучения.

Важная характеристика языковых знаний – это то, что они допускают значительную креативность и имеют способность к адаптации. Ключевой особенностью речи является то, что человек может повторить незнакомое слово, сказать то, чего раньше не слышал. Этот творческий аспект можно использовать для адаптации того, что человек хочет сказать в конкретной ситуации. Знание языка – не просто имитация и хранение набора слов или предложений, которые могут быть вызваны при необходимости. Это использование правил и принципов, абстрактных знаний гибкими и творческими способами. Поэтому развитие речи ребенка – не только улучшение способности понимать и производить новые высказывания, но и глубокое расширение его интеллектуального потенциала.

Лечение и реабилитация

Детям с языковыми и речевыми проблемами требуется дополнительная помощь и специальные инструкции. Логопеды, психологи, психотерапевты работают с ними напрямую и подключают к терапии их родителей. В программах лечения и реабилитации используются различные подходы, которые зависят от конкретных потребностей ребенка и обстоятельств.
Реабилитационные программы адаптируют к текущему состоянию развития пациента в отношении речи и языковых навыков, а также общему социальному, эмоциональному, физическому состоянию. Поэтому схемы помощи разрабатываются индивидуально с учетом уровня развития ребенка, независимо от его возраста. Например, пятилетний малыш, который функционирует на уровне трехлетнего в речи, вряд ли сможет приобрести языковые навыки типичного одногодки, не накопив стандартных промежуточных знаний.

Для детей с тяжелыми речевыми и языковыми расстройствами обычные средства общения невозможны, учитывая недостаточный уровень их развития и серьезность коммуникативных трудностей. В этих случаях используются компенсирующие средства коммуникации, такие как графические карты или компьютерные системы связи. Более того, родители детей с серьезными нарушениями также часто нуждаются в психологической поддержке.

Варианты лечения требуют, чтобы какой-то взрослый создал среду, способствующую развитию. Речевая и языковая терапия подразумевает, чтобы ребенок был вовлечен в работу с партнером, который является компетентным говорящим и внимательно слушающим собеседником. Это взаимодействие становится средством обучения и изменения поведения.

Такими партнерами являются профессионально подготовленные и сертифицированные логопеды, психологи, воспитатели, учителя, родители.

Терапия происходит в различных условиях, поскольку речь и языковые навыки развиваются в контексте повседневной коммуникативной деятельности, например, дома, в школе, реабилитационном центре. Каждая настройка предоставляет возможности для общения и взаимодействия. В прошлом логопедия проводилась исключительно во врачебных кабинетах, где клиницист создавал атмосферу, способствующую обучению. Однако за последние годы вмешательство вышло из этих специализированных сред. Современная практика основана на убеждении, что помощь в естественных условиях будет способствовать более быстрому развитию. Крохам младше 3 лет услуги предоставляются в развивающих клубах. Дошкольников и школьниках обслуживают в детских учреждениях, специализированных реабилитационных центрах.

Основная цель реабилитации – облегчить коммуникативные трудности ребенка. Решив эту задачу, удается уменьшить или минимизировать негативные последствия дефектов.

Оптимальные методы помощи – это те, которые устранили проблему и, таким образом, предупредили инвалидность.

Реабилитационный центр Возвращение оказывает помощь близким ребенка, проводя их обучение и просвещение. Родителям, помимо поддержки в использовании активной речи, важно сократить применение стилей воспитания, которые чрезмерно директивны и контролируют ребенка, например, уводят внимание малыша от текущих интересов, исправляя грамматику («Скажи это так, а не так»). Психологи помогают повысить отзывчивость взрослых к ребенку и к его усилиям по общению.

В контексте реабилитационного вмешательства разработаны многочисленные подходы, способствующие росту и развитию. Методы воздействия отличаются в зависимости от природы и сути проблемы. Некоторые дети не разговаривают из-за тяжелой или глубокой глухоты. Для этих пациентов предложено два варианта улучшения коммуникативных навыков: язык жестов и имплантаты. Доказано, что не говорящие глухие ребята весьма искусны в овладении языком жестов, который обеспечивает богатые средства общения с людьми.

Дошкольные годы – важный переходный период. В это время дети начинают больше времени проводить вне дома, в игровой среде со сверстниками. К 3 годам многие малыши могут посещать развивающие занятия хотя бы в течение коротких промежутков времени. К концу дошкольного периода обычно развивающийся ребенок способен участвовать в групповых мероприятиях, выполнять инструкции и указания. Дошкольники с тяжелыми языковыми расстройствами также нужно взаимодействовать с другими для выполнения разнообразных коммуникативных действий, например, задавая вопросы и выражая предпочтения. Их язык характерен для младшего возраста, но с ограниченным словарным запасом, простыми или неправильными предложениями. Важно отметить, что они понимают услышанное на более низком уровне. Для этих детей цель реабилитации – максимально сократить пробел в коммуникативных навыках. Программы разнообразны и адаптированы к конкретным потребностям ребенка. Цели выбираются таким образом, чтобы повысить способность малыша участвовать в социальных взаимодействиях, развить навыки, необходимые для поступления в школу. Они охватывают понимание, лексику, грамматику, социальную коммуникацию.

Теории обучения в психологии признают, что большее количество попыток в учебной задаче приведет к лучшему обучению. Обнаружено, что этот принцип применим к языковому развитию. Общим для всех способов обучения является тот факт, что малыша не учат напрямую выражать изучаемый язык. Напротив, некоторые программы делают сильный упор на обучении через имитацию. В этом случае ребенка просят имитировать слово или предложение и дают обратную связь, когда он предпринимает удачную попытку имитации. Обширные исследования показывают, что обучение посредством подражания улучшает использование целевых языковых форм.

Речь от одной трети до половины детей с церебральным параличом настолько ограничена, что функционально неразборчива. Еще одна группа, у которых не развивается речевое общение – это дети с тяжелой умственной отсталостью или аутизмом. К 14 месяцам, например, большинство младенцев способны привлечь внимание воспитателя к чему-либо, указывая и называя. Эта базовая коммуникативная функция ограничена или отсутствует у некоторых детей с тяжелой умственной отсталостью или расстройством аутистического спектра.

Обеспечение базовой функциональной системы общения снижает агрессивное и самоповреждающее поведение у этих детей. Такие системы, называемые альтернативными и дополнительными коммуникационными, можно разделить на две группы: жесты, выражения лица (автономная коммуникация) и те, которые требуют некоторого инструмента или оборудования (вспомогательные системы). Для неграмотных детей младшего возраста наиболее распространенными вариантами являются те, которые не требуют письма или печать, например, системы на основе изображений.

Для некоторых не говорящих детей отсутствие устного общения связано с их непониманием таких функций общения, как информирование слушателя об основных потребностях. Таких детей необходимо приобщать к элементарной коммуникативной деятельности в надежде не только на улучшение их функциональных коммуникативных навыков, но и на обеспечение их дальнейшего общего прогресса. Распространенной программой реабилитации является система обмена изображениями. Ребенку дают изображения желаемых предметов и учат использовать картинки, чтобы запрашивать предметы у учителей.

Языковые требования существенно возрастают по мере того, как среда общения перемещается из дома в школу. В рамках формального образовательного процесса обучение происходит посредством языка и общения. В классе содержание языка, который дети слышат, а затем читают, часто является новым. Учебный язык также «деконтекстуализирован», то есть относится к событиям, происходящим в другое время и в иных местах. Более того, большая часть языка в классе не предназначена для отдельного ребенка. Фактически, в начальных классах большинство детей в классе могут не понимают важные вербальные концепции, с которыми сталкиваются. Даже дети с легкими языковыми расстройствами поступают в школу с высоким риском академических трудностей.

Исследователи рекомендовали основанную на учебной программе модель лечения детей школьного возраста с языковыми расстройствами (ASHA, 1999). В этой модели цели лечения согласованы со школьной программой. Приоритеты обучения включают навыки, непосредственно связанные с чтением, письмом и математикой. Особое внимание уделяется двум связанным областям: металингвистики, языковым основам чтения и письма.

Чтение и правописание требуют, чтобы ребенок сознательно думал о звуковом составе слов, значении отдельных речевых конструкций и целых повествований. Это сознательное знание называется металингвистикой. Целью реабилитации является фонологическая осведомленность – обретение навыков, связанных с пониманием и осознанием звуковых компонентов слов и фраз. Обучение чтению включает идентификацию этих звуковых элементов, их отображение буквами, составление из них последовательности.

Несколько десятилетий исследований чтения и письма привели к пониманию того, что эти способности тесно связаны с возможностями к разговорной речи. Известная модель понимания прочитанного, разработанная Гувером и Гофом, определяет два компонента, которые способствуют успешному пониманию прочитанного: распознавание слов и понимание языка. Распознавание слов детьми влечет за собой фонологическую осведомленность. Понимание прочитанного включает в себя большую часть языковых знаний: словарный запас, грамматику, значение предложений, следование структуре рассказа, вербальные рассуждения. Эти навыки являются центральным элементом реабилитационного вмешательства.

Как и в случае языковых нарушений, степень речевых расстройств варьируется от относительно легкой до тяжелой, вплоть до полной неспособности говорить. Легкие и умеренные нарушения речи (например, шепелявое говорение, удаление или искажение последних звуков в слова, замена одного звука другим) устраняются путем сосредоточения на точности воспроизведения отдельных звуков (фонем). В более тяжелых случаях реабилитация направлена на улучшение общей разборчивости речи. За последнее столетие был разработан широкий спектр методов лечения заикания. К ним относятся психолого-психодинамические подходы, оперантно-поведенческие методы, технологические приложения.

Консультации по телефонам:
+7 (812) 371-08-90
+7 (812) 371-48-46
ВОЗВРАЩЕНИЕ