Расстройства поведения у детей и подростков

Все дети могут время от времени быть непослушными, дерзкими, импульсивными, что совершенно нормально. Однако для некоторых малышей и подростков характерно вызывающее, диссоциальное, агрессивное поведение, которое выходит за рамки возрастной нормы. Для постановки психиатрического диагноза необходимо, чтобы ребенок имел постоянный деструктивный паттерн поведения, наблюдаемый более шести месяцев. К психотическим расстройствам нельзя отнести типичные для возраста модели действий: детские шалости, подростковое бунтарство, если они не вызывают грубого нарушения социальных норм.

Виды

Наиболее распространенные варианты деструктивного поведения:

  • оппозиционно-вызывающее расстройство (F91.3);
  • несоциализированное и социализированное расстройство поведения (F91.1, F91.2);
  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью (F90.0).

Эти нарушения имеют общие и схожие симптомы, поэтому их диагностика сложная и требует много времени. У ребенка или подростка одновременно может быть два расстройства. Усугубляющие ситуацию факторы включают эмоциональные проблемы, лабильность настроения, семейные трудности, злоупотребление психоактивными веществами.

Расстройства поведения у детей и подростков

Симптомы

Считается, что каждый десятый ребенок до 12 лет страдает оппозиционно-вызывающим расстройством (ОВР). Количество больных мужского пола в два раза превышает число пациенток-девочек. Типичные характеристики и черты:

  • злость, ярость, раздражительность;
  • частые истерики;
  • постоянные споры со взрослыми, особенно с родителями;
  • отказ подчиняться правилам;
  • впечатление намеренного умысла, чтобы рассердить или разозлить других;
  • низкая самооценка;
  • быстрое наступление разочарования;
  • стремление обвинить других в своих бедах или проступках.

Больных несоциализированным и социализированным расстройством поведения считают «плохими детьми» из-за их преступного поведения и отказа принять правила. Согласно статистических данных около 5% десятилетних ребят имеют этот поведенческий дефект. При этом пациентов мужского пола в четыре раза больше, чем женского. Около 30% больных этой группы страдают синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Типичные формы и характеристики:

  • отказ подчиняться родителям или другим авторитетным лицам;
  • повторные прогулы занятий;
  • употребление психоактивных веществ (наркотиков – у подростков; сигарет и алкоголя – у школьников);
  • отсутствие сочувствия;
  • агрессивность по отношению к животным, другим людям, проявление садистских наклонностей, включая издевательства, физическое или сексуальное насилие;
  • инициация драк;
  • использование холодного оружия и подручных средств в выяснении отношений;
  • ложь, лицемерие;
  • принадлежность к банде и преступные деяния (кража, умышленное разжигание огня, проникновение в чужие жилища, вандализм);
  • склонность убегать из дома;
  • суицидальные идеи (встречаются редко).

Установлено, что от 2 до 5% детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Мальчиков с данной проблемой в три раза больше, чем девочек.

Характеристики СДВГ включают:

  1. невнимательность – проблемы со сосредоточением и удержанием внимания, забывание инструкций, переход от одной задачи к другой, не завершая предыдущее задание;
  2. импульсивность – перебор действий, наличие «короткого запала», хаотичность и непоследовательность, склонность к несчастным случаям;
  3. гиперактивность – постоянное беспокойство и суетливость.

Причины и факторы риска

Точные причины расстройств поведения неизвестны. Предположительно, деструктивное поведение возникает при сочетании нескольких условий: генетической предрасположенности, неблагоприятной обстановки взросления, особенностей личности и характера. К факторам риска относят:

Пол. Мальчики гораздо чаще, чем девочки, страдают поведенческими расстройствами. Неясно, является ли эта причина генетической или связана с социальным опытом.

Вынашивание и роды. Тяжелая беременность, преждевременные роды, маленькая масса тела при рождении способствуют проблемному поведению ребенка.

Темперамент. Активные, энергичные, капризные малыши, у которых возбуждение нервной системы преобладает над торможением, более склонны к поведенческим нарушениям в позднем детском или подростковом возрасте.

Семейная атмосфера. Расстройства поведения чаще определяются в неблагополучных семьях. Ребенок подвергается повышенному риску, если растет в семьях, где есть проблема с домашним насилием, бедностью, плохими родительскими навыками, употреблением психоактивных веществ.

Когнитивные нарушения. Трудности с обучением, недостаток интеллектуального потенциала, задержка речи часто соседствуют с проблемным поведением.

Умственная отсталость. Такие дети в два раза чаще демонстрируют деструктивное поведение.

Развитие и функционирование головного мозга. Исследования показали, что области головного мозга, контролирующие функцию внимания, менее развиты и активны у больных СДВГ.

Диагностика

Деструктивные поведенческие расстройства сложны, поскольку включают множество различных условий, действующих в сочетании. Например, ребенок, демонстрирующий противоправную активность, также может иметь проблемы с вниманием, страхи, расстройства настроения.

Методы диагностики включают:

  • осмотр педиатра, психолога, невролога, детского психиатра;
  • глубинные интервью с родителями, ребенком, учителями;
  • тестирование и анкетирование.

Диагноз ставится, если поведение ребенка соответствует критериям, указанным в Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств Американской психиатрической ассоциации. Важно исключить острые стрессовые факторы, которые могут нарушать поведение ребенка. Например, давление со стороны сверстников может быть ответственным за внезапные изменения в типичном поведении.

Лечение и реабилитация

Дети с поведенческими расстройствами, не получающие лечения и реабилитацию, могут вырасти и превратиться в неблагополучных в психическом и социальном аспекте взрослых. Как правило, чем раньше вмешательство, тем лучше будет результат.

Терапия обычно многогранная и продолжительная. Стратегия и методы зависят от конкретного заболевания и факторов, способствующих ему. Для лечения молодежи с расстройством поведения используется ряд различных психотерапевтических вмешательств, чаще всего – когнитивная-поведенческая и мультисистемная методика.

Программа помощи предусматривают:

Родительское образование. Обучение взрослых тому, как общаться, реагировать, воспитывать ребенка.

Семейная терапия. Всем членам семьи помогают улучшить навыки общения, решения проблем.

Когнитивно-поведенческая терапия. Основная задача – научить маленького клиента выявлять нефункциональные мыли, осознавать эмоции, взять под контроль поведение.

Социальное обучение. Ребенка мотивируют развивать важные элементы коммуникации, такие как умение тактично разговаривать, играть в сотрудничестве с другими.

Управление гневом. Малыша или подростка учат распознавать признаки растущего разочарования. Ему дают ряд навыков совладания с ситуацией, призванных ослабить гнев, не допустить агрессивного поведения. Также преподаются методы релаксации и способы управления стрессом.

Поощрение. Многие дети с поведенческими расстройствами постоянно терпят неудачи в школе и во взаимодействии с другими. Поощрение к совершенствованию конкретных талантов (например, спорта) помогает повысить самооценку.

Медикаменты. Некоторые лекарства используются в педиатрической практике. Они помогают контролировать импульсивное поведение.
Расстройство поведения трудно поддается коррекции. В его преодолении основная роль принадлежит родителям. Справедливость (правила), последовательность (одинаковая интерпретация требований), доступность (положительный образец для подражания) – самые важные и необходимые подарки, которые можно преподнести детям.

В качестве реабилитационного инструмента рекомендована мультисистемная психотерапия. Она определяет поведение как модель, связанную с различными аспектами множества систем, в которые встроен малыш или подросток. Это включает семью, приятелей, школу. Реабилитационные вмешательства предназначены для всех уровней. Они способствуют разобщению с девиантными сверстниками, укреплению связи с родителями и школой. Психотерапия улучшает семейные навыки, такие как контроль и дисциплина. Реабилитационная программа позволяет развить социальную и академическую компетентность в подростковом возрасте.

Консультации по телефонам:
+7 (812) 371-08-90
+7 (812) 371-48-46
ВОЗВРАЩЕНИЕ