Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение произношения звуков, образования произносительной системы языка. Процесс связан с речевыми расстройствами из-за неправильного восприятия, произношения.
Возможно проявление ФФН у детей с нормальным слухом, интеллектом в виде искажения или смешения звуков. Также одни звуки могут заменяться другими, переставляться или упрощаться слоговая структура, проявляться невыраженные лексико-грамматические ошибки.
Кроме вербальных нарушений, могут проявляться проблемы с восприятием абстрактных понятий, памятью, вниманием, скоростью мыслительного процесса.
При логопедическом исследовании определяется фонематическое восприятие, умения ребенка в формировании связной речи, возможность звукопроизношения. К основным факторам проявления ФФН относят негативные условия, внешние и внутренние причины. Это серьезная проблема в обучении чтением и письмом, может стать причиной неправильного формирования лексико-грамматической системы у школьников. Также проблемы сказываются на успеваемости и обучении ребенка, поэтому важно проводить своевременную коррекционную работу.
Формы ФФН
Выделяются следующие степени:
- Легкая. Проявляется нарушением распознавания некоторых звуков, в целом правильно определяется звукослоговая структура.
- Средняя. Ребенок не различает много звуков в разных фонетических группах (звонких, глухих, шипящих). В целом устная речь верно сформирована.
- Тяжелая. Характеризуется серьезным нарушением последовательности звуков, когда ребенок не может определять их на слух, воспроизводить, отдельно выделять в слове и определять правильную очередность.
Причины патологии
Как правило, до 4 лет дети могут определять на слух все звуки, произносить и воспринимать как составляющие слова. В противном случае может диагностироваться ФФНР, которое бывает врожденным или приобретенным. На появление врожденного нарушения влияют болезни внутриутробного развития, родовые травмы.
Приобретенная форма связана со следующими факторами:
- Генетикой.
- Травмами головного мозга.
- Вирусными болезнями.
- Хроническими стрессами, эмоциональными потрясениями.
Диагностические исследования
Во время логопедической диагностики собирается анамнез данных на основании беседы с родителями или медкарты. Важно определить особенности протекания беременности, родов, раннего физического и психоэмоционального развития ребенка.
Во время диагностики учитываются итоги анализов у невролога и отоларинголога, которые осуществляются для оценки уровня слуха, исключения отклонений в психике.
Логопед исследует артикуляционный аппарат, проводит оценку дыхательных функций и голосовых связок. Исследуется развитие фонематического восприятия. Результаты отражаются в речевой карте.
При диагностике устной речи осуществляется оценка запаса слов, формирования связной речи. Письменную речь диагностируют с помощью методик, определяющих специфические ошибки письма, их характера, степени владения чтением и осознанием прочитанного материала. Специалист фиксирует образцы детской речи, позволяющие выявить ФФНР.
Используемые методы логопедической коррекции
Устранение фонетико-фонематического недоразвития осуществляется целенаправленной работой логопеда, направленной на корректировку звуковой речи, подготовку к обучению грамоте. В основном коррекция ФФН применяется для детей 5-6 летнего возраста в специальных логопедических группах в течение года. При этом дети должны усваивать основные знания, навыки и умения, необходимые для эффективного обучения в школе.
Если ребенок учится в школе, но у него проявляются дефекты чтения и письма, связанные с ФФН, то с ним работают в логопедическом кабинете.
К главным направлениям деятельности логопеда относится восстановление произношения звуков, формирования фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте.
Основные этапы корректировки ФФНР следующие:
- Подготовительный (артикуляционный), где предусматривается развитие фонематического восприятия, подготовка к анализу и синтезу состава звуков в слове на верно произносимых звуках.
- Дифференциация с правильным произношением звуков.
- Образование анализа и синтеза звуков.
- Наполнение словарного запаса.
- Развитие умений в образовании слов, их изменении с составлением разных по сложности предложений.
- Формирование связной речи.
- Изучение навыков письма и чтение.
- Формирование психологических основ к учебному процессу.
При занятиях по корректировке ФФНР используются разные дидактические методы, речевой материал, логопедические упражнения и артикуляционная гимнастика. Работы могут проводиться на индивидуальной, подгрупповой или фронтальной основе. Также рекомендуется посещение психолога для развития слуховой памяти и внимания, мышления, мелкой и общей моторики.