Выраженная задержка психомоторного развития (ЗПМР) сопровождается нарушением зрительно-пространственных навыков, недоразвитостью двигательных функций. Без своевременной коррекции и реабилитационных занятий влечет отставание в умственном развитии. Выбор методики лечения зависит от формы заболевания и причин, повлекших его развитие.
Причины возникновения
Встречается чаще у мальчиков, в общей структуре психических заболеваний распространенность составляет до 10%. Часто отмечаются наследственные причины и генетические факторы возникновения ЗПМР. Специфическая первичная форма возникает на фоне органических поражений головного мозга, влекущих нарушения его функций. Причины могут быть следующие:
- заболевания матери во время беременности (инфекции, травмы);
- нарушения развития плода в перинатальном периоде (кислородное голодание, фетоплацентарная недостаточность);
- сложные роды и травмы ребенка, полученные во время родовой деятельности.
Специфическая вторичная форма ЗПМР встречается как следствие церебральной недостаточности на фоне соматических заболеваний (порок сердца, ДЦП, повышение ВЧД, нарушения кровообращения и другие) при изначально неповрежденном головном мозге.
Существует неспецифическая ЗПМР, вызванная внешними факторами в отсутствие психосоматических заболеваний ребенка. К провоцирующим факторам среды относится неблагоприятная обстановка в семье, дефицит внимания и заботы, но также и гиперопека со стороны родственников. Эта форма легче всего поддается коррекции с помощью создания адекватных условий воспитания и проживания ребенка. При неспецифической задержке ПМР в раннем возрасте объем медикаментозного вмешательства существенно ниже, чем при специфических факторах поражения.
Симптомы заболевания
В зависимости от возраста ребенка проявляются различные признаки заболевания. В период до года ЗПМР сложно дифференцировать с другими расстройствами, но родителей должно насторожить запаздывание становления рефлексов. Наблюдаются симптомы мышечной гипотонии, с сохранными или повышенными сухожильными рефлексами. Попутно отмечают короткие периоды бодрствования, невыраженная эмоциональность, отставание двигательных навыков.
В возрасте до 3 лет на заболевание указывает отсутствие интереса к играм, свойственным сверстникам, частые падения. Появляются речевые нарушения, так как моторная и речевая функция тесно связаны (центр Брока, зона Вернике, угловой извилины). Болезнь оказывает влияние и на настроение ребенка. Он бывает нестабильный в эмоциональных проявлениях, суетливый, стеснительный. Могут появиться трудности с контролем реакции на различные виды деятельности. Большую роль играет не только возраст пациента, но и выраженность проявлений заболевания.
Диагностика ЗПМР
Диагностирует заболевание невролог, после сбора анамнеза, беседы с ребенком и его родителями, проведением ряда процедур. По коду МКБ-10 относят к классу F80-89 – «Нарушения психологического развития». Необходимо исключить нарушения опорно-двигательного аппарата, органические дефекты и опухолевое поражение головного мозга. Проводится проверка рефлексов, назначается ЭЭГ, РЭГ, нейросонография, в отдельных случаях показано МРТ.
Целью исследований является постановка диагноза, выявление осложнений. Затем врач составляет для пациента индивидуальную карту лечения. Определяет, какая аппаратная и медикаментозная терапия будет наиболее эффективной для него. Своевременная диагностика и корректный подбор лечения позволяют активировать резервы организма, стабилизировать работу нарушенных функций.
Лечение и реабилитация
В реабилитационный прогноз входит анализ развития ЗПМР, возможные отдаленные последствия, социально-бытовой статус пациента. Для коррекции ЗПМР показаны комплексные меры. В каждом случае лечение подбирается индивидуально. Хорошие результаты показывают комплексные меры, сочетание медикаментозной помощи, занятий специалиста-дефектолога и физических упражнений, нацеленных на развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата. Реабилитацию следует начинать как можно раньше, программы разработаны для детей с рождения.
Благодаря физическим занятиям и ЛФК улучшается кровообращение, динамика ликвора, снижается ВЧД. Для коррекции речевых нарушений дефектолог выполняет артикуляционный массаж, проводит в доступной игровой форме логопедические занятия. Развивается крупная и тонкая моторика, происходит становление психических и речевых функций. Главная цель восстановительного лечения – возвращение ребенка в соответствующие его возрасту условия жизни, учебы и воспитания.