Задержкой психического развития (ЗПР) называют незрелость у детей эмоционально-волевой сферы. Проявляется обратимым темповым отставанием развития мышления, речи, моторики. У детей с ЗПР возникают сложности с саморегуляцией поведения, эмоциональной устойчивостью, успеваемостью в учебе.
Общие сведения
ЗПР сопровождается характерными нарушениями интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы. Как следствие, возникают специфические трудности в обучении. Первые проявления диагноза могут быть замечены неврологом еще в возрасте до 1-1,5 лет.
При постановке диагноза оценивается комплексное развитие ребенка. До 5-6 лет диагноз ставят детям, у которых развитие высших психических функций отстает от возрастной нормы. В отличие от умственной отсталости, ЗПР хорошо поддается коррекции, потенциально может быть полностью компенсировано организацией обучения, воспитания и сопроводительной медицинской помощи.
Причины ЗПР
В подавляющем большинстве случаев (до 75%) причиной является недостаточность функционирования мозга ребенка и его проводящих путей. Нарушения церебрально-органического генеза связаны со сложной беременностью матери, родовыми травмами, нарушениями развития плода в перинатальном периоде. Детям требуются занятия с педагогом-дефектологом, психологом, наблюдение у невролога и психиатра. Положительный результат в формировании функций самоконтроля дает нейропсихологическая коррекция.
К соматогенным причинам относятся частые заболевания ребенка раннего возраста, ослабляющие организм и снижающие физические и психические способности. Психогенные причины связаны с неблагоприятными психосоциальными условиями. К ним относится педагогическая запущенность, негармоничный тип воспитания, гиперопека со стороны семьи, не позволяющая развить необходимый уровень саморегуляции.
Задержка развития, связанная с гармоническим инфантилизмом, не требует специфической коррекции. Ребенок отстает от сверстников в психофизическом развитии, более наивный, внушаемый и эмоциональный. Он нуждается в развивающе-профилактической среде, педагогической помощи, чтобы пройти нормативные уровни развития. Это нарушение с благоприятным прогнозом, конституциональное происхождение обычно связано с наследственными причинами.
Классификация заболевания
К клиническим признакам заболевания относится незрелость эмоционально-волевой сферы, отставание развития интеллекта и сложности межличностного развития. По классификации МКБ диагноз относится к разделу F80-F89 «Расстройства психологического развития».
Принято деление ЗПР на первичную и вторичную форму. Вторичная ЗПР развивается на фоне первичного неповрежденного головного мозга при хронических соматических заболеваниях, сопровождающихся церебральной недостаточностью. Согласно общепринятой классификации ЗПР принято делить на четыре основных вида, связанных с причинами ее проявления:
- конституционального происхождения;
- психогенного происхождения;
- соматогенного происхождения;
- церебрально-органического типа.
Прогноз по последнему виду наименее благоприятен, встречается чаще других. Он связан с органическими поражениями, влекущими за собою нарушения работы нервной системы. Проявляется в различных областях психической деятельности минимальной мозговой дисфункцией.
Симптоматика ЗПР
Ребенок с задержкой психического развития испытывает сложности с адаптацией в обществе. Сложности в обучении могут привести к потере мотивации, проблемам в поведении. Психологи рекомендуют родителям все силы сконцентрировать на реабилитации и развитии ребенка.
Интеллектуальная сфера
В игровой деятельности развитие тормозится на этапе сюжетных игр. Ребенок проявляет фантазию, умеет придумать игру, но не может перейти на более сложный сюжетно-ролевой уровень, где требуется развернутое взаимодействие с предметами игры. В школьном возрасте часто наблюдается дислексия, дисграфия, расстройства арифметических навыков.
Речевой статус
Происходит задержка темпов развития отдельных сторон речи. Проявляются расстройства артикуляции, экспрессивной и рецептивной речи. Период детских неологизмов начинается позже и может затянуться вплоть до окончания младшей школы.
Эмоциональная сфера
Детям с ЗПР трудно удерживать в фокусе внимания большое количество объектов. Зрительное восприятие преобладает над слуховым, страдает концентрация внимания. Появляются расстройства развития моторных функций.
Особенности развития детей с ЗПР
Детям с ЗПР присуща незрелость мышления. Им трудно управлять произвольным вниманием, сложно концентрироваться на действии и быстро переключаться с одной задачи на другую. В возрасте старше 7 лет явно заметно преобладание игровых интересов над познавательными функциями.
Проблемы в обучении связаны с сужением объема слухоречевой памяти. Плохо усваивается учебный материал из-за несформированности процессов восприятия. Ребенку недостаточно психофизических ресурсов для запоминания, изученная информация сохраняется в памяти на относительно короткое время.
Диагностика заболевания
Диагностируется заболевание комиссией из врача, педагога и психолога. Собирается анамнез, проводятся тесты, анализируются условия развития и воспитания. Проводится беседа с ребенком, в ходе которой оцениваются интеллектуальные способности, эмоционально-волевые процессы.
Диагноз требует разграничения с легкой степенью умственной отсталости. Это задача клинического психолога. В возрасте 5-5,5 лет с ребенком проводится тест Векслера. Показатель IQ по нему у детей с ЗПР находится в диапазоне 80-89 баллов.
Лечение ЗПР
Методы коррекции зависят от причин возникновения ЗПР. Если заболевание носит медицинский характер, коррекция проводится под наблюдением врачей. Могут быть назначены медикаменты и физиотерапия для лечения соматических заболеваний. При органических поражениях нервной системы необходимо своевременное лечение препаратами, улучшающими кровоснабжение и питание мозга.
Физически здоровым детям рекомендовано посещение специализированного образовательного учреждения или коррекционных групп при общеобразовательных учреждениях. Хороший результат дают занятия артикуляционной гимнастикой с логопедом, развитие мелкой моторики, которая связана с речевым центром головного мозга. Полезны игры на тактильные ощущения, ситуации, развивающие навыки общения.
В обучении важно опираться на наглядные пособия и демонстрацию учебного материала. Подача должна быть дозированной, с частой сменой деятельности. Требуется многократное повторение, увеличение количества учебных часов на сложные разделы программы. Эффективны коррекционные занятия в формате игр, они повышают заинтересованность и мотивацию ребенка.
Патология влияет на все сферы жизни ребенка, может повлечь социальную дезадаптацию. Своевременное обращение за квалифицированной помощью специалистов повышает вероятность полного снятия диагноза. Главным требованием к успешной реабилитации является комплексный подход.