Задержка речевого развития-Патология, при которой у детей младше 3-4 лет отмечается отставание навыков усвоения устной речи. При этом замедлен темп развития всех состовляющих речи:звуков, фраз, грамматики, связной речи.
Задержка речевого развития часто сопровождается задержкой психического развития. Поэтому в медицинский практике их объединяет понятие задержка психо-речевого развития.
Причины задержки речевого развития
- Антенатальные и перинатальные факторы-у многих детей с ЗРР наблюдалась внутриутробная хроническая гипоксия, острая гипоксия в родах, родовые травмы, недоношенность или переношенность
- Инфекционно-воспалительные заболевания и травмы-сюда можно отнести инфекции, оказывающие влияние на мозг ребёнка, такие как менингит и энцефалит, черепно – мозговые травмы, частые вирусные и бактериальные инфекции, осложнения после вакцинации
- Нарушение слуха у ребёнка-известно, что обращенную речь ребёнок воспринимает через слуховой анализатор, чем больше ребёнок слышит обращенную к нему речь, тем раньше он освоит этот навык. Тугоухость или глухота могут повлиять на развитие речи
- Наследственность- если один из родителей или оба освоили речь поздно, то с большой вероятностью, что ребёнок тоже последует такому сценарию
- Нахождение ребёнка в социальной среде, где нет необходимости в общении или в которой общаются очень редко короткими фразами, негативно отражается на развитии речи ребёнка. Сюда же можно отнести обратную ситуацию, когда ребёнка пытаются в очень раннем возрасте обучить сразу двум языкам. Родители думают, что таким образом сделают их ребёнка грамотного билингва, не подозревая, что может быть обратный эффект и ребёнок не будет общаться ни на одном языке. С педагогической точки зрения торможение в развитии речи может происходить из-за чрезмерной опеки со стороны родителей, которые выполняют любое желание ребёнка, как только он о нем подумает, не успев даже попытаться попросить о чем-либо самостоятельно
- Слишком раннее знакомство ребёнка с техникой и электроникой, смартфонами, телевизорами, перегружают мозг ребёнка лишней информацией, которая не имеет ничего общего с развитием речи, так как дети раннего возраста не способны адекватно воспринимать информацию через экран.
Как проявляет себя задержка речевого развития на разных этапах
В возрасте до 6 месяцев наблюдается редкий односложный лепет. После года отсутствуют повторения отдельных одинаковых слогов. Безуспешные попытки повторения слов после 1,5 лет. Отсутствие навыка в 1,5-2 года выполнить простые команды и просьбы. Отсутствие слов в возрасте 2 лет. Невозможность соединения простых слов в коротких фразы в 2-2,5 года. Ребёнок не может говорить связано, использовать предложения в 3 года. Родители таких детей привыкают к языку жестов своих детей и понимают их без слов.
Диагностика задержки речевого развития
Что бы определить причину и понять в каком направлении двигаться в сторону улучшения или запуска речи, необходимо пройти немало узких специалистов : ЛОР врача для исключения тугоухости у ребёнка, детского психолога и психиатра для оценки социального окружения ребёнка, его поведенческих особенностей, обследование у логопеда и деффектолога. Задачей этих специалистов является отследить реакцию ребёнка на обращенную речь, запустить речь и посредством различных методик постепенно расширять словарный запас.
Обязательным является консультация невролога, который назначит ребёнку прохождение электроэнцефалографии, определит неврологический статус ребёнка, ознакомится с историей его родов и с осложнениями, которые могли возникнуть во время родов и повлиять на речь ребёнка. По показаниям, специалист назначит обследование сосудов головного мозга для исключения микропоражений и кровоизлияний.
Коррекция нарушений
Объем терапевтической помощи детям с задержкой речевого развития, зависит от причин, которые привели к отставанию. Если причина кроется в социальных факторах и отсутствии достаточной разговорной речи в окружении ребёнка со стороны взрослых, то первым делом необходимо организовать практически непрерывное общение рядом с ребёнком. Взрослые должны проговаривать каждое действие при ребенке, часто вступать в диалоги при нем, демонстрировать правильную грамотную речь, общаться даже в тех случаях, когда можно что-то сделать молча.
Если первопричиной отставания речевых навыков является поражения мозга, лечением необходимо заняться неврологу, подобрав специальные препараты и физиопроцедуры.
Параллельно с коррекцией речи в семейном кругу, помощи невролога, детьми с проблемами речи активно должны заниматься логопеды и деффектологи, а так же детские психологи. Они занимаются подбором индивидуальных программ занятий, уделяют внимание развитию мелкой моторики, в игровой форме развивают речь и память ребёнка, учат ребёнка быть сконцентрированным, тренируют слуховую и звуковую внимательность, накапливают пассивный словарный запас плавно переходя к активной, связной речи.
Важным в благоприятном прогнозе и успешности проводимых манипуляций является своевременность обращения за помощью к специалистам.
Совместными усилиями родителей и врачей к дошкольному возрасту, дети с задержкой речи догоняют ровесников.
Для профилактики задержки речевого развития, важно уже на этапе беременности позаботиться о благоприятном её протекании. Важно максимально подготовиться к здоровым родам и периоду новорожденности. ребёнка с рождения необходимо поместить в правильную социальную среду, богатую на межличностные общения и контакты. Необходимо фильтровать игрушки, с которыми знакомится ребёнок с самого раннего детсва. Они должны относиться к категории развивающие. Так же нужно и фильтровать поступающую ребёнку информацию, ограничивать от чрезмерной перегрузки нервной системы и не по возрасту высоких требований.