Дизартрия – нарушение речи, вызванное проблемами с движением речевого аппарата. Мышцы губ, языка, неба, голосовые связки, участвующие в произнесении звуков, не получают правильных импульсов от мозга, поэтому человек не может произнести отдельные слоги, звуки, слова или говорит их неразборчиво.
Почему развивается дизартрия
Причины развития речевых проблем – патология нервной системы. Дизартрию могут вызвать совсем разные патологические процессы:
- Воспаление специфическое (нейросифилис) и неспецифическое при бактериальных и вирусных менингитах, энцефалитах.
- Травмы с отеком, кровоизлиянием, ишемией нервной ткани.
- Опухоли головы со сдавлением соответствующих двигательных речевых центров.
- Нарушение кровоснабжения мозга – ишемические, геморрагические инсульты, транзиторные атаки.
- Заболевания, сопровождающиеся разрушением миелиновой оболочки нерва.
- Интоксикации при воздействии химических веществ извне (вредные производства, отравления угарным газом, тяжелыми металлами) или в результате значительных нарушений обмена веществ (гипотиреоз).
- У детей это результат родовой травмы, гипоксии и инфицирования в процессе внутриутробного развития. Может быть проявлением наследственных заболеваний. Часто дизартрия выявляется при детском церебральном параличе (в 65 – 85 % случаев). К дизартрии в более старшем возрасте приводят детские инфекционные заболевания, гнойные отиты, травмы головы.
Клинические и анатомические формы дизартрии
В зависимости от уровня поражения ЦНС различают такие формы дизартрии:
- Корковая – повреждены нейроны коры головного мозга.
- Подкорковая – страдают ядра на уровне подкорки (паркинсонизм). Атаксия бывает гипокинетическая – речь монотонная, невыразительная, замедленная или гиперкинетическая – отсутствует интонация, темп речи ускорен, носовой оттенок голоса. Часто меняется сила и тембр голоса, возможно заикание, гиперкинезы в других группах мышц.
- Бульбарная – повреждение черепно-мозговых ядер в продолговатом мозге (9, 10, 12 пары). Характерна вялая атаксия: речь становится тихой вплоть до афонии, разные согласные при произнесении мало отличаются между собой. Голос глухой, имеет гнусавый оттенок из-за расслабленного состояния мягкого неба. Человек быстро устает от разговора, делает паузы между словами для отдыха.
- Псевдобульбарная (при болезни Паркинсона, миастении, боковом амиотрофическом склерозе) – проявления, как при бульбарной, но патологические изменения не в телах нейронов, а в проводящих путях (отростки нервных клеток). При этом нет атрофии мышц глотки, неба, языка, гортани, характерна спастическая дизартрия. Пациенты плохо произносят шипящие, свистящие, звонкие непарные согласные.
- Мозжечковая – поражен мозжечок. Для атактической дизартрии характерны изменения громкости голоса, нарушена модуляция. Речь медленная, скандированная, как будто разложенная на отдельные слоги, с паузами между ними. Со стороны других мышц тела тоже будут проявляться нарушения координации, нистагм глаз, изменение походки, неустойчивость, слабость. Возможно дрожание, крупные размашистые несимметричные движения рук.
Если дизартрия развивается у взрослого человека, восприятие речи на слух, письмо и чтение не страдают. У детей результатом дизартрии может стать общее недоразвитие речи с проблемами написания и чтения текста.
Степени выраженности дизартрии
Симптомы выражены по-разному, от еле уловимых незначительных дефектов речи до полной ее неразборчивости. Различают 4 степени дизартрии:
- Дефект определяет логопед, окружающие не замечают единичных нарушений в произношении звуков.
- Речь разборчива, понятна, но расстройства заметны со стороны.
- Больного понимает небольшой круг людей – близкие родственники, знакомые, так как речь сильно страдает.
- Практически невозможно разобрать, что говорит человек, или речь отсутствует совсем.
Диагностика и лечение патологии речи
Эти процессы взаимосвязаны, так как от выявленной причины зависит тактика лечения.
Пациента комплексно исследуют, чтобы выявить, где находится очаг, что привело к отклонениям в речи:
- Логопедическое обследование. Проверяют навыки устной речи, дают письменные задания.
- Консультация невролога. Кроме проблем с речью определяются нарушения глотания, поперхивание, слюнотечение, изменения голоса, нарушения движения мимических мышц, языка, губ, изменение ритмичности дыхания. Возможны отклонения при выполнении тестов на координацию движений.
- Проводят осмотр ЛОР органов для выявления болезней глотки, гортани.
- ЭЭГ – выявляют очаги повышенной или сниженной электрической активности мозга.
- Электромиография – исследуют проведение импульса от нервного волокна к мышце. Помогает понять, на каком уровне прерывается процесс передачи возбуждения, патология в мышечной или нервной ткани.
- МРТ головы – выявляет нарушения в строении и функции коры, ядер, проводящей системы, выявляет опухоли, последствия травм, воспалений, инсультов.
В зависимости от диагноза назначают лечение. Сочетание разных методов и раннее начало лечения повышают эффективность результата:
- Занятия с логопедом – упражнения для артикуляционного аппарата, правильная постановка голоса и произношения, дыхательные упражнения и тонкие движения руками.
- Медикаментозное лечение направлено на улучшение кровотока и обмена в головном мозге, дезинтоксикацию, поддержание нормального уровня АД. Назначают ноотропные препараты, витамины, улучшают реологию крови, при воспалении проводят антибактериальное, противовоспалительное лечение.
- При опухолях, абсцессах, обширных кровоизлияниях показано хирургическое лечение.
- Физиотерапевтические процедуры, массаж шейно-воротниковой зоны, рефлексотерапия, лечебная физкультура улучшают работу мозга в целом и функцию речи в частности.
Почему важно лечиться у нас
Обратиться за помощью при дизартрии желательно в реабилитационный центр Возвращение. Коллектив врачей, в том числе неврологов, логопедов, педиатров, реабилитологов, рефлексотерапевтов проведут диагностику и комплексное лечение. Воздействие на нервные центры, управляющие речевым аппаратом, приводит к восстановлению правильного произношения, темпа, интонации речи. Упражнения на развитие мелкой моторики – рисование, собирание пазлов, конструктора – положительно влияет на работу ЦНС и речевую функцию.
Лучше начать лечение сразу после выявления симптомов дизартрии и постановки диагноза. Особенно важно добиться хорошей разборчивости речи у детей. Это влияет на успешность обучения в школе, освоение письма и зрительного восприятия текстовой информации, а также дальнейшую адаптацию к социальной жизни.