Общее недоразвитие речи затрагивает все речевые стороны (грамматическую, звуковую, семантическую и лексическую). Проявления ОНР связаны с недостаточной сформированностью разных компонентов речевого аппарата, могут проявляться полным отсутствием речи или деталями лексико-грамматичческой или фонетической недоразвитости.
Такая патология проявляется с помощью логопедической диагностики. В дальнейшем лечащий врач определяет программу коррекции, особенности. Коррекция предусматривает обогащение словаря, развитие речевого понимания, формирование фразовой речи, полноценного произношения звуков и пр.
Глубокие и сильные проявления ОНР в дальнейшем будут проявляться дислексией и дисграфией. Также недоразвитость может наблюдаться при алалии, дизартрии и прочих нарушениях.
Классификация ОНР
По клинике проявления общей недоразвитости развития делятся на несколько форм:
- Неосложненную. У детей проявляется минимальная дисфункция мозговой деятельности, недостаточная регуляция мышечного тонуса, несформированная эмоциональная и волевая сфера.
- Осложненную. Появляется у людей с психопатическими и неврологическими нарушениями, церебрастеническими, судорожными заболеваниями.
- Грубого недоразвития. У детей проявляются поражения речевых отделов мозга (при дизартрии и алалии).
Также выделяют следующие формы тяжести ОНР:
- Безречевые нарушения, с отсутствующей общеупотребительной речью.
- С обедненным запасом слов, аграмматизмом, при наличии базовых деталей общеупотребительной речи.
- С фразовой речью, недоразвитыми смысловыми и звуковыми элементами.
- Проблемы в лексико-грамматической и фонетико-фонематической составляющих речи.
Продолжительность коррекции логопедическими занятиями определяется на основании сложности ОНР.
Характеристика патологического процесса
В анамнезе детей с ОНР проявляется резус-конфликт, гипоксия во внутриутробном развитии, асфиксия и родовые травмы. В раннем детстве ОНР может быть связана с черепно-мозговыми травмами, хроническими болезнями и частыми инфекциями. Дефицит внимания, неблагоприятная речевая среда также затормаживают развитие речи.
Для всех пациентов характерно поздняя речь к 3-4 годам, иногда к 5 года. У детей снижена речевая активность, проявляется непонятное, неверное грамматическое и звуковое оформление. В дальнейшем ухудшается внимание, память, мышление и познавательная деятельность.
Для детей с ОНР характерна недостаточно развитая координация движения (речевая, тонкая и общая моторика).
Проведение логопедических исследований
Перед проведением диагностики речи логопед изучает медицинские документы (данные исследований педиатра, невролога и прочих специалистов), выявляет особенности раннего развития речи ребенка.
При обследовании устной речи определяется уровень формирования разных элементов языковой системы. Начинается анализ с изучения состояния связной речи (способности составления рассказа по одной или нескольким картинкам, рассказу, пересказу).
Также специалист определяет степень сформированности грамматических процессов (правильности изменения и образования слов, согласования речевых частей, составления предложений). Определение словарного запаса при ОНР обеспечивает оценку умений ребенка правильно соотносить слова-понятия с обозначаемыми явлениями или предметами.
Следующий этап исследования предусматривает анализ звуковой речи (моторики, строения аппарата, произношения звуков, структуры слогов, навыков в фонематическом восприятии, определению и синтезу звуков). Требуется обследование слухоречевой памяти и прочих психических процессов.
На завершительном этапе составляется логопедическое заключение, где отражается уровень развития речи, клиника речевых нарушений.
Корректировка ОНР
Работа логопеда для коррекции ОНР составляется с учетом степени развития речи ребенка. Например, для нарушений первого уровня требуется активация самостоятельной речи, неречевых процессов (мышления, памяти, внимания), развитие осознания обращенной речи. Внимание обращается на грамматику.
Для ОНР 2 степени деятельность логопеда направлена на развитие речевой активности, осознания речи, фраз, лексико-грамматических средств, уточнение произношения звуков и вызывание отсутствующих.
Во время занятий при корректировке ОНР 3 степени развивается связная речь, совершенствуется лексико-грамматическая основа, закрепляется правильное произношение звуков и фонематического восприятия. Также уделяется внимание подготовке ребенка к усвоению грамоты и письма.
Задачей логопеда при коррекции 4 степени ОНР становится достижение возрастных норм в устной речи для успешного обучения в школе. Для этого осуществляется совершенствование, фиксация умений произношения, фонематических процессов, развернутой фразовой речи, лексики и грамматики, развития графомоторных навыков, первичных умений письма и чтения.
Школьники с тяжелыми уровнями ОНР (1 и 2) обучаются в специализированных заведениях для детей с тяжелыми нарушениями речи, где они преодолевают речевое недоразвитие. Дети с 3 степенью нарушений обучаются в коррекционных классах, а с 4 уровнем ОНР – в простых школах.
Коррекция по преодолению общего недоразвития речи является трудным и длительным процессом, который должен рано начинаться. Сейчас скоплен большой опыт успешного развития и воспитания детей с разными уровнями развития речи.