СДВГ — довольно распространенный диагноз у современных малышей. Он доставляет немало трудностей как самому ребенку, так и окружающим. Для решения данной проблемы используются различные методы. Своевременная диагностика дает возможность избежать дальнейших негативных последствий.
Характерные признаки
Главными симптомами заболевания являются гиперактивность ребенка и невозможность сосредоточиться. К другим признакам относятся:
- Импульсивность поведения. Выражается в несдержанности, например при выкрикивании ответов, когда учитель/воспитатель не договорил вопрос, начинает бежать до свистка и т.д.
- Внутреннее беспокойство. Из-за него ребенок постоянно что-то теребит, дергает ногами, ерзает на стуле.
- Рассеянность из-за невозможности сосредоточиться. Не слышит обращенные к нему просьбы, может забыть учебники, не записать домашнее задание в дневник.
- Чувство тревоги при принуждении вести себя тихо и спокойно. Вызывает обратную реакцию, протест, топанье ногами, смех, бегание.
- Невнимательность.
- Быстрое занятие наскучивает и утомляет. Ребенок не может сосредоточиться на любимом занятии.
- Плохая память. Ребенок может по несколько раз повторять одну и ту же фразу вслух, но не смочь воспроизвести ее уже через минуту. Это происходит из-за его отвлекаемости, то есть произносит слова он механически, а внимание его устремлено на что-то другое.
Органические нарушения препятствуют нормальному мышлению, умению размышлять, излагать свои мысли спокойно и качественно, ухудшают адаптацию в школе, снижают мотивацию к обучению.
К сопутствующим патологиям можно отнести: нарушение сна, дисфория, перепады настроения, депрессия, нарушения социальных навыков и общения с ровесниками.
Согласно неспецифическим наблюдениям к признакам СДВГ можно отнести:
- перцептивно-двигательные дисфункции;
- неуклюжесть, несогласованность двигательной деятельности;
- неврологические симптомы нелокализованного характера.
Причины развития СДВГ
Есть несколько причин, которые могут привести к развитию синдрома дефицита внимания:
- Генетическая предрасположенность. Она не исключает возможность подобного заболевания у родственников. Степень родства в этом случае не имеет значения.
- Патологическое влияние. Также имеет немалое значение на появление и развитие СДВГ. К факторам, отрицательно влияющим на ребенка, относятся: угрозы выкидыша, угроза преждевременных родов, употребление наркотиков, спиртных напитков, табакокурение, тяжелые и вредные условия труда, затяжные/стремительные роды, преждевременные роды, внутриутробная асфиксия, гипоксия плода, токсикоза, гипертония.
Лечение
Для лечения СДВГ используется комплексный подход: сочетание медикаментозной терапии с психологической коррекцией. В лечении немалое значение имеет действия родителей. Главное не ругать ребенка за неправильные поступки, а поощрять достижения и предлагать помощь в случаях, когда у него не хватает терпения. Хвалить надо за каждый положительный повод — мытье посуды, уборка комнаты, аккуратное заполнение тетрадей и дневника.
Для снятия раздражения используют теплую ванну, спокойную музыку, игры.
Четкий распорядок дня помогает ребенку сосредоточиться и приобрести уверенность. Ему нужно точно знать свои обязанности и их последовательность. Полезно научить школьника составлять последовательность дел в зависимости от их важности.
Общение с родными способствует нормализации состояния и поведения ребенка.
Реабилитация при СДВГ
Реабилитация детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью является социально значимым и целесообразным комплексным воздействием.
Реабилитацию можно проводить в любом возрасте, но чем раньше начнутся действия, тем лучше. Идеальный вариант — в младшем дошкольном возрасте, когда еще не успел сформироваться стойкий патологический стереотип. Схема лечения и интенсивность зависят от выраженности клинических проявлений и их специфики. Проведение реабилитации рекомендуется на регулярной основе.
Коррекционные действия позволяют добиться:
- улучшения поведения;
- снижение гиперактивности;
- уменьшение импульсивности;
- улучшение концентрации внимания и когнитивности.
Методика реабилитации подбирается строго индивидуально. Каждый случай рассматривается отдельно, со всеми специфическими особенностями. Инновационная методика — транслигвальная нейростимуляция (ТЛНС), которая происходит путем воздействия на головной мозг через стимуляцию рецепторов языка. В классическую схему реабилитации входят ЛФК, массажи, логопедическая и психотерапевтическая корректировки, устранение соматических нарушений. В некоторых случаях требуется медикаментозное лечение.
Между реабилитационными мероприятиями рекомендуется правильное воздействие родителей со своим ребенком. Это поддерживает достигнутые результаты и не дает ухудшиться состоянию.