У ребенка может не быть паралича и явных нарушений мышечного тонуса, но ему все равно трудно совершать сложные движения и последовательные действия, сохранять координацию. Например, у него не получается завязать шнурки, самостоятельно одеться, хорошо прочистить зубы щеткой без посторонней помощи. Это расстройство называют диспраксией или «синдромом неуклюжего ребенка». 8 из 10 таких детей имеют проблемы с поведением. Они замыкаются в себе, легко впадают в беспокойство, ни с того, ни с сего проявляют агрессию, демонстрируют заниженную самооценку.
Диспраксия не поддается полному излечению, но хорошо поддается коррекции. Для улучшения познавательной деятельности, повышения самооценки и восстановления двигательных навыков детям нужна помощь врачей: логопедов, неврологов, нейропсихологов, остеопатов. В нашем центре работают такие специалисты. Они составляют план реабилитации для каждого ребенка и вовлекают его в работу над собой в игровой форме. В результате развитие расстройства приостанавливается, человек чувствует себя увереннее и с удовольствием приобретает новые навыки.
Причины
Врачи пока не знают точную причину этого расстройства. Но они обнаружили, что у ребенка с недоразвитыми нейронами мозга больше шансов столкнуться с диспраксией, потому что недоразвитые нейроны не умеют передавать сигналы в двигательный аппарат. Еще есть мнение, что проблема передается по наследству, становится следствием нехватки ребенку кислорода в материнской утробе.
Диспраксию не считают болезнью. Врачи называют ее «фазой развития»: поскольку нейроны, отвечающие за плавность и последовательность движений, развиты плохо, им нужно помочь путем использования реабилитационных технологий. Выписывать человеку лекарства бесполезно.
Симптомы
Дети с таким расстройством выглядят неловкими и неуклюжими. За неуклюжесть им «достается» от ровесников: насмешки, тыканье пальцами, отказ дружить. Из-за этого дети отказываются участвовать в командных играх, расстраиваются, становятся пассивными, стеснительными и упрямыми. Они быстро устают, потому что элементарные бытовые действия требуют бОльших усилий.
Если у ребенка диспраксия, возможно, родители заметят:
- нелюбовь к прикосновениям: человек отстраняется, когда его пытаются потрогать;
- неспособность бросать и ловить мяч;
- сутулость и отставание в физическом развитии;
- проблемы с чтением, письмом и рисованием;
- плохая память: вчера учил стихотворение, сегодня не может его вспомнить;
- отставание в приобретении бытовых навыков: ребенку приходится долго думать, в какую руку лучше взять вилку, как правильно есть, как одеться без посторонней помощи;
- проблемы с катанием на велосипеде: детям с диспраксией трудно определять направление движения.
Такой ребенок спотыкается и падает на ровном месте, может путать порядок слов в предложениях. Ему бывает непросто контролировать глазами движения рук.
Виды диспраксии
Диагноз «диспраксия» ставит детский невролог или психолог после осмотра и беседы с ребенком и родителями. Во время осмотра врач может выявить у ребенка артикуляционную, кинетическую или кинестетическую диспраксию.
Артикуляционная — когда у человека есть небольшие избирательные дефекты речи, но нет грубых искажений произношения.
Кинетическая — когда ребенку не удается быстро совершать согласованные движения, переключаться с одного движения на другое. Например, ему трудно бегать, танцевать под быструю музыку или плавать.
Кинестетическая — когда у человека слегка нарушена мелкая моторика. Например, у него не получается с первого раза застегнуть пуговицы или завязать шнурки.
Для каждого вида диспраксии нужна своя программа реабилитации. Ее составляет врач по результатам личной беседы с ребенком.
Реабилитация
Вместе с врачами ребенок с таким расстройством выполняет следующие задачи:
- делает упражнения, развивающие чувство пространства и времени, мышечную координацию;
- занимается гидрокинезиотерапией, чтобы помочь суставам работать слаженно, улучшить осанку, укрепить мышцы всего тела;
- учится плавать;
- ходит на занятия лечебной физкультурой;
- получает массаж;
- беседует с психологом;
- учится концентрировать внимание.
Детский психолог помогает систематизировать мышление и разобраться с комплексами. Встречи со специалистом придают ребенку уверенность в себе, учат грамотно любить себя, несмотря на особенности развития и мнение окружающих.
Логопед помогает улучшить речь, справиться с задержками и развить память.
Также пациент реабилитационного центра обучается сложным движениям через их разбивку на мелкие движения, привыкает участвовать в активных играх и общаться с ровесниками без стеснения.
Как родители могут помочь ребенку
- Хвалите человека, когда он старается чему-нибудь научиться.
- Поощряйте попытки справиться с расстройством вне зависимости от результата этих попыток.
- Разработайте режим дня и следите, чтобы ребенок его придерживался.
- Ставьте перед человеком цели, которые ему понятны (или их легко объяснить).
- Ведите себя терпеливо и спокойно: ребенок пока не может справляться со сложными движениями так же быстро, как вы.
- Сами показывайте человеку, как совершать то или иное движение.
Лекарства от диспраксии не бывает. Чем раньше родители заметят двигательные или речевые расстройства и отведут ребенка на прием к психологу, тем быстрее врачи приостановят развитие проблемы. Они покажут такому пациенту, как выполнять движения, которые считаются естественными для здоровых детей, но ему даются с трудом. При грамотной работе над собой под присмотром специалистов затруднения будут сглаживаться и с возрастом могут окончательно пройти.